?

Log in

No account? Create an account
прот. Александр Шрамко


Нет, я понимаю, конечно, что мыть ноги бомжам это напряг. Но есть же такие простейшие вещи, которые не требуют никакого подвига. Даже ничего не стоят. Но ценятся высоко. Может, кто-то из окружения патриарха Кирилла подскажет главе РПЦ...
Вот тебя ждут не один час на улице. Тебя. Ждут. Еще. Не так много, как в былые годы. Но все же кто-то приходит. Кому-то ты интересен. Даже если не пускают в собор, куда вход только по пропускам. Они пришли и будут весь вечер стоять на улице, довольствуясь трансляцией на экран. Как-будто они и так не могут насмотреться подобного на каком-нибудь "Союзе". Почему не дать им минимальный живой контакт? Почему нужно подкатывать на машине к самым вратам собора и выйдя из нее, даже не обернуться? Неужели так трудно выйти хотя бы за 100 или 50 метров и пройти несколько десятков шагов, приветствуя и благословляя народ? Сказать несколько теплых слов, кому-то пожать руки? Ведь просто же... И выигрыш получишь несоразмерный... Не понимаю. Дожил до пенсии и не понимаю. Как будто специально... для патриарха народа как и нет, зато для охранников он есть - но только лишь источник потенциальной опасности. Может просто ... демонстративное презрение?
Очень живописные снимки в этом репортаже.

https://www.svaboda.org/a/29541950.html

Многие стали репостить феноменальное "признание" легендарного боевика: мол, именно монахи составляли ядро его отряда.

https://inforesist.org/girkin-priznal-uchastie-monahov-upts-mp-v-voyne-na-donbasse/

Сенсация дутая. На видео вполне ясно сказано: "личная охрана полностью состояла из духовных сыновей монахов и иеромонахов Святогорской Лавры". То есть его охранники спьяну похвалялись, что "духовноокормляются" аж в самой Лавре, а не абы у какого сельского попика.

Но достаточно от себя поставить одну запятую перед словом "монахов" - и смысл становится тот, что нужен для погрома Лавры.
Юрий Белановский

Когда-то, лет 20 назад в книгах по истории церкви я читал удивительное и думал, что было ж когда-то время прекрасное. На рынках, в банях, в домах за трапезой, в пути и на поле - все от свинопаса до офицера и чиновника и даже до императора обсуждали: «омоусиос или омиусиос»? То есть: «Сын единосущен Отцу или подобосущен? Какими словами выразить тайну Троицы?!»

После советского своего детства я воспринимал эти картины насыщенной религиозной жизни, как некий ориентир. Как же! Каков был уровень религиозной грамотности? Торговец финиками мог с пониманием говорить священнику, что "ипостась" и "просопон" следует различать, что Бог - это «единство природы в трех Лицах».

На фоне постсоветской религиозной безграмотности и нравственного обнищания и даже деградации общества разве можно было прочесть без зависти и восторга исторические свидетельства прошлого? Наши тогда российские СМИ и общественные дискуссии не выходили за рамки "свечек", "снятия порчи", "архаичных попов". Никакой не было не то, что философской нотки, но даже терминологической аккуратности в отношении религии. Подумать только, кадило путали с паникадилом.

Для меня тогда верующего новообращенного православного человека - все эти знания были азбукой. Которую я освоил с огромной радостью и искренностью. Обретя веру, и я и каждый из нас вдруг понимали, что все это уже знаем, что нет тут никакой сложности. Что богословие – это стройное здание терминов, логики, рассуждений, выводов, словесных формул. Ах… какие порой встречаются словесные формулы! И все это идет из древности, это уже традиция. Невозможно быть православным, если ты ниже уровнем, чем те свинопасы и императоры. И, в общем-то, о богословии мы знали больше их. Так нам казалось.

Стать христианином в 90-е годы, в своего рода дикой оттепели после религиозной морозной пустыни – это как оказаться в другом мире, где есть смыслы и стройная философия, есть примеры для подражания, есть мир и радость братства, есть глубины для изучения и богословия и истории, есть путь заповедей и аскезы, есть служение, Свет и Любовь, льющиеся с неба, есть личный и обращенный к Тебе Бог. Христианство – это именно полнота жизни. Но полнота в своем мире. Стать христианином в России 20 лет назад – это как оказаться на границе двух миров с правом и желанием перехода туда и обратно. Это как поселиться у небольшого горного озера с тусклыми пустынными берегами. Но если нырнуть в озеро можно оказаться в безбрежном, ярком, полном жизни и света океане - в особом огромном мире.

Этим я хочу пояснить, что истории прошлого о богословских спорах, как бы говорили: вот было время, не было границы между религией и жизнью, жизнь и была религия и религия была жизнью. Красота!

И вот, когда я читал те книги мне и в голову не приходило понять, что да, определяющей в жизни была религия, но не ее внутренняя сокровенная часть, где Бог и человек встретились, а та часть что породила споры! Что означают религиозные споры на уровне рынка и бани? Я понять тогда не мог. Это было невозможно, не было опыта. Всё окружающее меня, кроме того маленького озера - никакого отношения к "омиусиус" не имело и не хотело иметь, более того всем плевать было на "единство Божественной природы и Троичность в Лицах".

И вот я наконец дожил до того, что в очереди в Ашане, на приеме у терапевта, в вагоне метро, в перерывах на совещаниях с чиновниками, в кулуарах на научных конференциях, в прайм-тайм на телеэкранах и в лентах Фейсбука и даже Вконтакта – везде религия! Все все все обсуждают разницу между автокефальной, автономной и поместной церковью, дискутируют о церковных канонах "никейского" и "халкидонского" соборов, критикуют переводы "грамот" и "томосов" с греческого, упоминают через слово "священные синоды".

Я и мечтать не мог, чтобы главный редактор известной радиостанции и самый популярный телеведущий, игнорировавшие церковные темы чуть более, чем полностью всегда, вдруг стали чуть ли не ходячими справочниками по церковному устройству, по церковным отношениям, церковной терминологии. А ведь еще год назад, если вдруг случаем они касались темы религии, то какую несусветную чушь они несли?!...

Вот оно! УРА! Наконец-то мы видим, что такое настоящее религиозное общество! Религия вошла в жизнь. Жизнь переплелась с религией! Из каждого утюга наши с вами сограждане говорят о церкви и святом православии на Руси!

Но! Все оказалось гораздо прозаичнее… В переводе «Гоблина» первой части «Властелина Колец» Фродо спрашивает Гендельфа о жизни там, за холмами. И Гендальф говорит: «Ну… что… все друг друга режут, убивают, насилуют… Идет обычная человеческая жизнь…». Всеобщая религиозность и православность оказалась той самой обычной человеческой жизнью.

В книжках, конечно, споры о Православии прекрасны. А нам что религия дала, растекшись повсюду? Она дала тоже, что в те первые времена, когда споры шли в поисках правильных "богоприличных слов" - разделение, она принесла озлобленность, она накалила эмоции и вручила право сильным взяться за меч. Ради мира, конечно. Ради правды, безусловно. Ради единства, бесспорно. В древности императоры решили подсобить и быстренько к церкви пришили армию и полицию. Так оно надежнее достигать мира и любви.

У православия все больше размывается внутренний иммунитет, защищающий Евангелие. Началось все когда-то с Благой вести о спасении людей от греха, с проповеди Христа о Себе, как примирителе, с жертвы крестной, с призыва к миру и единству и любви. Началось христианство и с уранополитизма! Да! Да! Именно! Нации и государства – это все даже не тень небесного. Христианство - это исключительно уранополитизм. Христиане - граждане неба! И никто не сможет это опровергнуть. Евангелие именно об этом!

Так вот, продолжилась христианство вхождением в жизнь Империи и поиском своего имперского места в том числе и идеологического. Разгорелись вовсю те самые догматические споры о Боге и о Христе - Сыне Божьем. Ну хоть так. Это и философия, и обсуждение самой сути религии - богообщения.

А сегодня? Сегодня религия в обществе не упоминает Христа и Евангелия, сегодня православие - это споры о нациях и территориях и, смешно сказать, о правах того или иного церковного начальника (или синода или собора). Кто главнее, кто в своем праве, кому и что принадлежит?

Сегодня Православие в России – это крик, или даже приказ Богу: отойди в сторону, не мешай, видишь взрослые дядьки свои дела решают, разборки чинят за «территориальную целостность». Смотри, как это эффективно? Вся страна теперь разбирается в канонах и томосах. Президенты и те говорят слово «автокефалия». Не то, что мямлить про мир и любовь и единство среди сотен нищих палестинцев…

Получилось, что то самое небольшое горное озеро православной веры вышло из берегов. Вспенилось, возмутилось, целым гейзером взорвалось и обрушило на всех вокруг религию, которая быстро стала заполнять все пространство и стекать вниз по склонам. Ручейки стали мутными селевыми потоками и теперь уже сносят все вокруг.

В общем, мои юношеские мечты сбылись. Религия повсюду. Только сегодня я очень жалею, что так оно есть. Я теперь знаю и на себе, что даже у самой светлой религии есть темная сторона.
Официальный сайт президента РФ сообщает о досугах Первого:


"Владимир Путин провёл оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности. Участники совещания обменялись также мнениями о положении Русской православной церкви на Украине".

http://kremlin.ru/events/president/news/58813

Отсчитайте четыре слова с конца и прочитайте вслух пятое.

Владимир Владимирович предложил этой структуре ровно то же название, что и Петр Порошенко. Все-таки могут договариваться, когда хотят!

А если учесть, что Лавров в тот же день сказал о существовании дружественного Москве Украинского патриархата - то у нас просто полная идиллия и консенсус.

И уж совсем неожиданно - сайт президента (или Совбез) признал Москву колонией Киева:

"...отмене грамоты 1686 года о переходе Киевской метрополии под юрисдикцию Московского патриархата".

Ну, раз Киев - метрополия, то Москва - это нью-васюки.
"Украинский патриархат не поворачивался спиной к Русской православной церкви потому, что Украинская православная церковь Московского патриархата выступает против тех провокаций, которые сейчас затевает патриарх константинопольский Варфоломей при прямой публичной поддержке из Вашингтона", — сказал Лавров,

РИА Новости https://ria.ru/religion/20181012/1530572937.html

http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3373322

На Росбалте по Украине

http://www.rosbalt.ru/moscow/2018/10/13/1738870.html

Складывающуюся в православном мире ситуацию корреспондент «Росбалта» обсудил с известным религиозным и общественным деятелем протодьяконом Андреем Кураевым.

- Можем ли мы как-то предсказать, о. Андрей, что теперь будет «у них» - и что в связи с этим будет «у нас»?
- Проще сказать, что будет «у нас». У нас будут, как говорится, «бомбить Воронеж». Вводить санкции против самих себя.

- Возможен разрыв с Константинополем и Вселенским Патриархатом?
- Не только. Ощутимей станет усиление всей нашей военной пропаганды, которая идет на федеральных каналах. Будут искать всякий повод, чтобы облить дерьмом Константинополь и греческую церковь. Эти пиар-технологии нам уже знакомы и понятны. Максимальная демонизация оппонента поможет облагородить свой «откол» от мирового православного сообщества. На церковном языке «максимальная демонизация» означает обвинение в ереси.
Несогласные станут еретиками, зато Москва станет центром сбора расколов всего мира - всех «супер-православных», несогласных с Константинополем. В Болгарии, Румынии, в самой Греции немало «тру-православных» фриков. Теперь, подняв знамя нового супер-православного интернационала, из каждого такого сторонника наша пропаганда будет делать героя веры и грандиозного союзника.
Это тем легче, что их идеология нам знакома: «кругом жидомасоны, идет конец света, Антихрист уже правит западным миром». Беда в том, что установка «вокруг враги, а внутри предатели» ведет к деградации и нравственной и интеллектуальной.
Все это подчеркнет позорный итог первого десятилетия Патриарха Кирилла. Начинается ведь юбилейный год - в декабре 10 лет со дня кончины Патриарха Алексия. Я думаю, что если бы тогда нам сказали, что через 10 лет у нас будет вот это - все пребывали бы, мягко говоря, в ужасе. И такое будущее для себя уж точно не избрали бы.

- Это страшный удар по Патриарху Кириллу?
- Смотря, с чьей точки зрения. Что касается самого Кирилла - я допускаю, что он, может быть, даже и счастлив. Ведь сегодня он - вершитель мировой истории, и неважно, с каким знаком. Он принимает исторические решения, находится в центре внимания всего и всех… Когда я слышу риторику про то, что украинские события «причиняют боль любящему сердцу нашего патриарха», я просто вспоминаю Наума Коржавина:
Ах, глобальные игры! -
Допинг старцев кремлевских.

Допинг!.. Чувства линяют.
Глохнет всё, кроме власти.
И порой заменяют
Игры ею - все страсти.

Шутка ль! - Все они в силах.
Мир смолкает, робея...
И в их старческих жилах
Кровь кружится быстрее.

Рвутся в бой, хоть и седы,
Словно в день свой вчерашний.
Юность длят... И за это
Платят юностью нашей.

Нашей кровью и болью,
Нашим духом и телом.
И, наверно, судьбою
Нашей Родины в целом.

- Но как же «потеря Украины», такое драматическое сокращение паствы и территории?
- У нашего патриарха и так особого влияния на Украине не было. Но катастрофа на Украине дает замечательный повод ужесточить в России контроль над тем, что осталось. Например – лишить меня сана. В общем грохоте и шуме сегодня это пройдет незамеченным. Так что для святейших амбиций в происходящем есть и плюсы, и минусы.
Как исторический пример для сравнения, такой парадокс: когда турки захватили Константинополь в 1453 году, власть патриарха Константинопольского над православным населением от этого только выросла. Он взял на себя ряд прерогатив, до того принадлежавших только императору и его администрации. Даже сбор налогов и судебная власть по гражданским делам перешла к нему.

- Но говорят, что доля украинских приходов в РПЦ гораздо больше удельного веса Украины в СССР, по причине более высокой религиозности украинцев.. Число приходов, опять же, финансовые поступления...
- Количество приходов - это совсем не количество акций на собрании акционеров. По-настоящему это ни на что не влияет. А деньги с Украины и так не поступали. Точнее говоря, с Украины в Патриархию поступает только один финансовый поток - торговый. Когда самые разные духовные лица приезжают закупать одежды и церковную утварь на завод в Софрино. Кстати, раскольники тоже закупаются. Это чистая экономика: где больше нравится, где дешевле, где ассортимент лучше. Деньги не пахнут - пусть раскольники, но и им продают.
Так что в денежном отношении Патриархия ничего не теряет. Может быть, даже наоборот: появится повод требовать от Кремля: давайте нам побольше грантов, открывайте больше тайных линий финансирования, чтобы мы могли что-то сделать на Украине и побольше навредить Стамбулу во все мире.

- А что же будет на Украине? Всем приходам и каждому верующему предстоит выбор: куда идти и с кем идти?
- Один из выборов – не проклинать уходящих. Это ведь черта всех сект: вдогонку тем, кто уходит от нас, несутся проклятия: мол, прямо в ад идете. Хотя, думаю, с нашей стороны это все равно последует…
А для другой стороны важно уклониться от соблазна полицейского подавления разномыслия. И от прецедентов «народного гнева» (настоящего или симитированного), спешащего зачистить территорию. Украина - страна контуженная, это несомненно. И гарантировать, что там все пройдет мирно, увы, нельзя.

- Договорятся ли все эти предстоятели о том, как объединяться, и кто новым патриархом-то станет?
- Ох, нескоро. Ведь, сняв анафемы с Филарета и Макария, Константинополь выразил готовность принять их только в том сане, в котором их эти анафемы застигли: Филарета - в качестве митрополита, а Макария - в качестве простого священника. Это явно не удовлетворяет Филарета и он уже бросилося перевирать смысл вчерашнего синодального решения.
Так что структура, созданная Константинополем, до конца не абсорбирует никакую из существующих украинских церквей. Может быть, лишь крохотная УАПЦ во главе с Макарием в полном составе войдет в будущую церковь. И то - если Константинополь это разрешит, потому что там могут оказаться, при ближайшем рассмотрении, личности со слишком «богатыми» биографиями.

- То есть, впереди долгий процесс, который займет годы?
- Всем надо запастись терпением. В любом случае, большой толчок процессу даст уход 89-летнего ныне Филарета - на покой или в мир иной.

- А как будут делить храмы, недвижимость?
- Делить будут с участием государства, как это уже было в Эстонии в 90х. Поезд репрессий будет набирать ход постепенно. Принимается новый закон о свободе совести. Раз новый закон - нужна перерегистрация уставов всех религиозных организаций.
А дальше это дело элементарной административной техники. Вопрос решается рядовым клерком через порядок расположения папок на столе. Важно, чтобы первой прошла регистрацию новая структура, претендующая на трейдмарк «Украинская православная церковь». После чего это название считается юридически занятым. И никто больше не может его получить. Ну как у нас в мэрии говорят оппозиции в ответ на любую заявку о митинге: простите, но на эту площадь в этот день еще в прошлом году подала заявку организация «Пенсионеры за Путина».
И когда аналогичное заявление подаст УПЦ Московской Патриархии, ей скажут: «Простите, мы не можем вас зарегистрировать как УПЦ, потому что это место занято. Назовитесь иначе - Российская Церковь в Украине. С этим именем мы вас зарегистрируем». А после новой регистрации по новому закону каждый из приходов должен зарегистрировать свои отношения по поводу храмовой собственности и особенно аренды.
А самые ценные здания - Лавры - находятся в государственной собственности, и у монастырей они лишь в аренде. И вдруг появляются вполне законные основания для пересмотра арендных отношений. У государства все козыри на руках, оно говорит: «Простите, мы вам аренду не продлеваем. Пожалуйте с вещами на выход. Впрочем, вещи мы пересчитаем: что тут наше музейное, а что ваше нажитое».
Для монахов-то это лишь к лучшему: покинуть разжиревшие и раззолоченные лавры и уйти в скиты. Для церковных олигархов это большая потеря. Для пропагандистов войны – огромная удача. "Сейчас прольется чья-то кровь, Сейчас прольется чья-то кровь, Сейчас прольется чья-то кровь, Сейчас прольется, прольется... Льется"... Цель этих бесконечных заклинаний одна - внушить прихожанам УПЦ МП, что они ДОЛЖНЫ проливать свою кровь. То есть в них вкладывается матрица их поведения. А зачем нужно это обязательное кровопролитие, внятно объяснил Николай Стариков 12 октября на 1 российском канале. Мол, это даст нам повод провести операцию по принуждению Украины к миру. Кантемировской дивизии приготовится. Главное - дайте ей казус белли, ну пролейте там вашу кровь за "патриаршие земли в Феодосии" (недавно Павел Губарев из ДНР распространил «достоверный» список святынь, которые якобы 14 октября планируют отобрать бандеровцы. В этом списке среди множества храмов и так уже принадлежащим униатам и филаретовцам, есть и такой объект).

- Довольно грустно это все. Может ли Москва еще как-то реально повлиять на ход событий, что-то поправить?
- Даже у съеденного пирожка есть два выхода. Москва могла бы поправить ситуацию, если бы она приняла эту данность. И стала бы добрым и мирным участником процесса становления единой украинской церкви.
Мы могли бы заявить, что согласны с этой целью. Мы готовы на вариант: пусть две подписи патриархов - греческого и нашего - будут под этим томосом. Наш вклад в этот процесс – мир. Наших прихожан и духовенство мы не будем настраивать на конфликт и на войну. Это еще не поздно. Но, по-моему, это не в духе Патриарха Кирилла.

- Доживем до понедельника и синода в Минске?
- Самое парадоксальное: с точки зрения Константинополя, Минск - это уже чужая для Москвы территория. Раз отменяется патриаршая грамота 1686 года о переходе Киевской Митрополии под Москву, то отмена касается и Белоруссии. Тогда, в XVII веке, Речь Посполитая и Киевская Митрополия включали в себя и белорусскую территорию.

Беседовал Леонид Смирнов

СССР против Византии

Война мертвых зомби-империй началась.

Осень. Мозги опадают.

Ярые апологеты Моспатриархии вроде бы встали в позу "борцы за каноны".
И при этом вот так стебутся над этими самыми канонами:



Обратите внимание на комментарий питерского протоиерея Пелина.

Я хоть поцеловал каноны, прежде чем поставить из на полочку. А этим даже поцелуй некогда сделать.
Нет греха в переходе в создаваемую Вселенским Патриархатом церковь;
И нет преступления в пребывании в Русской Православной церкви.

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com