в МК

"Лучше смерть, чем сапог американский": почему Кураев не жалеет сана
Близость церкви к власти заставляет видеть в действиях мятежного протодиакона больше, чем бунт против патриарха и патриархии

"Изучив поступившее от протодиакона Андрея Кураева ходатайство о пересмотре дела № 50-54-2020, епархиальный церковный суд города Москвы не нашел причин для такового пересмотра". Впрочем, последняя точка в деле об "извержении" мятежного протодиакона из сана все еще не поставлена. Решение от 4 марта должен утвердить патриарх, а до этого Кураев может обратиться с апелляцией в Высший общецерковный суд.

Но в конечном исходе сомнений нет ни у кого, включая и самого "подсудимого".

"Стоишь вот на пороге, думаешь, плакать или радоваться разлуке, и тут из прежнего мирка доносится вот это", - написал Кураев в своем блоге после последнего заседания епархиального суда. "Вот это" - приведенные им слова митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. И впрямь, мягко говоря, неординарные. Не всякий большевистский комиссар подписался бы под такой речью. А тут - православной архиерей, призванный, по идее, сеять доброе и вечное, проповедовать христианскую любовь и всепрощение. Впрочем, судите сами.

"Наши милые подростки, иначе не скажешь, настроены антигосударственно, антиисторически, штрейкбрехерски и, более того, скажу по-русски, предательски, - сетует владыка Пантелеимон. - 14–15 лет человеку, милое дитя. Я недавно услышал рассказ, как в одной школе прошла встреча с генералом, дети начали задавать вопросы не о том, как и почему что-то случилось, а в духе осуждения всего в стране... Лучше смерть, чем сапог американский и страх. Полуголод, а то и голод - но чтобы правда. Они не видят ничего опасного, а видят опасность в том, что государство само себя защищает в лице законов, президента, губернатора и специальных силовых структур".

Кураев называет высказывание, обогатившее церковную риторику термином "дети-предатели", "обезболивающим" - для себя: "Хочу ли я быть в рядах "смиренных послушников" вот у этого? Хочу ли я, подобно Худиеву, апологетировать любые издаваемые ими звуки? Нет, не хочу... И понимаешь: слава Богу за всё! А вот это цитированное - не от моего имени, пожалуйста. И хорошо бы - не от имени Христа".

Кураев ясно дает понять, что с "прежним мирком", священнической корпорацией, расстается без особого сожаления. И, зная его биографию, это вряд ли можно назвать позой, хорошей миной при плохой, проигранной игре. Вставая перед выбором - чинопочитание или свобода мысли и слова - он всегда выбирал последнее.

Вот, к примеру, что говорил отец Андрей автору этих строк о причинах своего ухода из патриархии в 1990-х - с должности референта Алексия II: "Понял, что это все-таки не мое... Я искренне любил патриарха и защищал его. Но получалось, что я должен профессионально врать. Такая ситуация меня по определению не устраивала. Были и другие аргументы. Накопилось много своих мыслей, текстов... Мне стало просто тесно в рамках официальной должности".

Та наша беседа состоялась девять лет назад, в 2012 году, когда Андрей Кураев кардинально разошелся с начальством во взглядах на известную акцию "Пусси Райот" в Храме Христа Спасителя. И незадолго до его увольнения из Московской православной духовной академии - "за эпатажные высказывания в Интернете и масс-медиа".

Послушнее за эти годы Кураев, как видим, не стал. В другом нашем интервью он так объяснял свою неугомонность:
"Что такое церковь? Мы раз за разом видим, как это понятие отождествляется с узким кругом высших церковных чиновников... Отождествлять мнение церкви и мнение патриарха – это, простите, больше, чем папизм... Как говорит один мой знакомый католик, "опасайтесь несертифицированного папизма!". А у нас сегодня этот несертифицированный папизм цветет и пахнет. И я считаю, что это мое церковное послушание, послушание Церкви Христовой - пищать, что я с этим не согласен. На такую мутацию моей родной церкви я не подписывался, принимая в ней крещение".

О том, в какой мере слова и поступки Кураева соответствуют православным канонам, судить "снаружи" трудно. Это их, как говорится, внутренние, церковные "разборки". От государства церковь сто лет с лишним как отделена.
Заместитель председателя московского епархиального суда протоиерей Владислав Цыпин сравнивает церковную юстицию со служебной проверкой в мирской организации: "Она распространяется на отношения, которые возникают только в связи с добровольным занятием человеком должности в той или иной организации и его согласия на подобную проверку. Альтернатива всегда существует: разорвать связь с этой организацией и ни в каких проверках не участвовать".
Что тут скажешь? Все верно: церковь - дело добровольное. Никто не заставляет тебя надевать рясу, но уж коли надел, коли вступил в корпорацию, то будь добр, подчиняйся ее законам и правилам, сколь бы нелепыми и несправедливыми они тебе не казались. Или уходи.

Но есть одно "но". Многое, слишком многое указывает на то, что, вопреки официальным декларациям, церковь и государство не так уж далеки сегодня друг от друга. Более того, складывается отчетливое ощущение, что РПЦ - часть одной общей "вертикали". Ее духовно-идеологическая ветвь.
Об этом говорят и заявления иерархов РПЦ, касающиеся текущей политической ситуации. Не все они столь зажигательны, как процитированные слова митрополита Пантелеимона, но многие - да, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что большинство, - выдержаны в том же духе. В духе полной солидарности с властью.

Об этом говорит и сам суд над Кураевым, до боли напоминающий светские суды по политическим делам. Инаковерующих в России судят по той же модели, что инакомыслящих.

"Был очевидный контраст между вполне доброжелательным ходом общения, составлением протокола суда - и итоговым приговором, - рассказывает Кураев о рассмотрении его апелляции. - Это, плюс очень маленький зазор времени между подписанием протокола и объявлением приговора, показывает, что решение было принято не судом и заранее. И любые мои слова ничего не значили. Суд - не место для дискуссий".

Для сравнения: московские суды рассмотрели 2,2 тысячи административных дел в отношении участников недавних протестов и не вынесли ни одного оправдательного приговора. Ни одного!
Такое сходство "епархий" заставляет видеть в действиях Кураева больше, чем бунт против патриарха и патриархии. А в его беспощадной характеристике церковного аппарата, - не только церковный аппарат: "Тут диагноз требует латыни: ohuentus banalis. Упоение властью, деньгами, безнаказанностью, подмена реальности риторикой и отчетами... Еще несколько лет назад я спрашивал людей, близких к патриарху: "Скажите, а остался еще в его окружении человек, который может сказать три страшных слова: нет, Ваше Святейшество?" Мне ответили: "Нет, таких людей уже не осталось". Но система без дискуссии и без обратной связи - это, мягко говоря, рискованный проект".

Болезнь у обеих "систем" одна и та же. Один из главных ее симптомов - абсолютная непереносимость тех, кто смеет перечить "святейшествам".

Андрей Камакин
https://www.mk.ru/social/2021/03/05/luchshe-smert-chem-sapog-amerikanskiy-pochemu-kuraev-ne-zhaleet-sana.html

Что ж, Цыпин сам подставил себя

Андрей Белоус в своем ФБ разбирает его статью с патриархийного сайта:

Когда человек вообще ничего не понимает в церковном праве. Какая закрытая процедура? Он о чем вообще? Закрытые суды это 19-й век, когда появляется понятие государственной тайны, а потом и защита прав потерпевшего, свидетелей и т.п. До этого никаких закрытых судов не было. Вообще. Даже сословные суды не были закрыты для представителей того же сословия. Тем более, когда создавалось каноническое право. Церковный суд - античный суд. Когда епископ с пресвитерами сидят в базилике и судят в присутствии всех, кто пришел. Так же, как судил любой римский магистрат.

Ну, и что касается фирмы и "служебной проверки". Решение любой, самой закрытой, служебной проверки, может быть оспорено в суде. В светском суде Российской Федерации можно оспорить увольнение хоть из ФСБ, хоть из администрации президента. Конечно, у этого дела будут такие себе перспективы, но здесь такое право не предполагается. А если это, например, школа или супермаркет, то восстановиться через суд вполне реально. Так что если они мыслят себя "служебной проверкой", то они должны принимать на ебя и те ограничения, которые накладываются законодательством РФ на любую такую проверку. И относительно проведения, и обжалования... Такая проверка, вообще, не может заменять работу правоохранительных органов, если речь идет о преступлениях и самих проверяемых, и других лиц.

Вооще, работа церковных судов на западе лишена этих противоречий со светским правом, потому что их статус закреплен в самом этом праве. Например, через конкордат (по статусу это международный договор и источник права наряду с законами страны) или специальные нормы в законах о свободе совести. Но в России служебная проверка, например, не может устанавливать факт клеветы (ст.49 Конституции РФ, ст. 147.ч.1; ст.20 ч.2 УПК). А церковный суд в системе права РФ просто не существует. Но так как в нем сидят вот такие специалисты, им даже не приходит в голову поднимать этот вопрос. Вообще, при нормальной судебной системе можно найти изрядное число статей самых разных законов, вплоть до УК, которые нарушает любой церковный суд, и привлечь его участников и организаторов к ответственности, вплоть до уголовной. И именно потому, что уровень церковных "канонистов" такой, что они не видят проблему даже своего юридического статуса. Вернее, его отсутствия. Пролить Чашу или потерять антиминс, это еще можно втиснуть в понятие нарушения должностной инструкции, но это не безразмерное понятие.

Епископ попробовал по совести

Епископ Евтихий (Курочкин)
3 мар 2021

Нас гнобили, православных в 50-х - 60х годах финансовыми невзгодами: приходили комиссии налоговой службы, усиленные работниками местной администрации и производили вскрытие "церковных кружек" - этаких копилок добровольных пожертвований, предусмотрительно опечатанных теми же заботливыми органами. Из этого рассчитывался подоходный налог на целый год и публиковались сведения о доходах "зажравшихся попов",эти вскрытия производились тогда, "когда - день год кормит" - на престольный праздник, Рождество или Крещение и, конечно же - Пасху!. Церкви, её деятельности и существованию её служителям было тяжело. Но это тяжесть переносилась всё- таки легче, чем удар извнутри:: имею ввиду преславутую "дачу" в Геленжике. Сия, - во-первых, свидетельство на весь мир, что "попы зажрались" до полного безумства и , потому собрались на грешной жить земле вечно. Нет, простите, не правильно поставлен акцент:"Во первых всё же богоборческий элемент - опрокидывание Евангельских принципов, постите, но это даже глумление над Христом, да, да, над Тем, Кто не имел где главу приклонить! А потом, и весьма чуствительно - по разным "нищебродам" - сельским батюшкам и прочим малодоходным приходам.Как , спросите вы, и я не могу вам ответить; - " Ну на какие шиши, содержать гипертрофированную недвижимость именуемую Церковной, но Церковью не являющуюся!


https://vk.com/id161555802?w=wall161555802_23849%2Fall

и какое же отборное православное хамье тут же нарисовалось в комментариях:

Дмитрий Будилин
Запрещённый епископ завидует даче Патриарха)))
Мир катится вниз, кураевщина проникла везде. Ну его это грех, если грех, тебе то чего, владыка без епархии, на пенсии? Свои грехи замаливай, а не Патриарха.

Скучные двойные стандарты в исполнении МП

Согласно действующему российскому законодательству, к религиозным организациям не может быть применено понятие «иностранный агент», так как они не могут участвовать в политической деятельности, заявила руководитель юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).
https://vz.ru/news/2015/12/23/785581.html.

Это понятно: Моспартиархия получает финансирование от своих зарубежных епархий и рада пожертвованиям от протестантов и католиков.

Но индульгенции для себя ей недостаточно.

Конкурентов лучше все же объявить иноагентами:

"8 дек 2015 — РИА Новости. Заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия РПЦ игумен Серапион предлагает проработать вопрос о введении понятия "иностранный агент" для религиозных организаций.

"Если мы сейчас ставим вопрос об "иностранных агентах"-общественных организациях, может, стоит проработать вопрос и по отношению к религиозным организациям?" — сказал игумен Серапион на "круглом столе" в Госдуме на тему "Секты и деструктивные культы как вызовы национальной безопасности России".
"Я полагаю, что государство должно осуществлять регуляцию определенных сторон религиозной жизни. Это было всегда, и то, что это недопустимо, является неким либеральным мифом начала 90-х, который показал свою неэффективность", — подчеркнул он.
https://ria.ru/20151208/1338152487.html

Стрим начинается



https://www.youtube.com/watch?v=vag9oIsI2Y8

я так понял, что вопросы ведущий брать из ютьуба.

***

Упомянутое духовное приключение с о. Иоанном Кронштадтским в мужской классической гимназии описано им самим: «Благодарю Господа, прилог содомской нечистоты от меня отгнавшего призыванием имени Его и воззрением к Нему очами сердечными и телесными. Это было в пятом классе сего 22-го января». (Дневник. Том XIV. 1868–1869 гг.)
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/dnevnik-tom-14-1868-1869-gg/6

Интересный вопрос был вчера сформулирован церковным судом

"Существуют ли для христианина обстоятельства, позволяющие ему публично назвать епископа напыщенным дураком?"

Очень интересный вопрос о церковной алхимии. Именно в алхимии видимые признаки (акциденции) могли быть присущи совсем иной субстанции. Видишь камень, а это на самом деле золото.

Так, в самом деле, можно ли, видя золото, сказать, что на самом деле это напыщенный дурак?

Есть ли вообще список эпитетов, которые христианин не имеет права прилагать к епископу, какую бы чушню тот ни нес, и в какие бы обстоятельства он ни залезал?

Кстати, от имени суда говорил лишь Рязанцев. И он сказал именно так: не "клирик",а "христианин". То есть вопрос касается всех.

Суд у нас не считается местом для дискуссии. Но в блоге вполне можно ее утроить.

Вчерашнее телевидение

https://rtvi-cache.cdnvideo.ru/rtvi/media/iblock/004/004933145429e7b407bdeb37fc7aa2d4/347086c86ae082e28edd5183073f31bb.mp4
https://rtvi.com/big-newstalk/andrey-kuraev-golubaya-mechta-patriarkha-kirilla-chtoby-ego-kaprizy-schitali-zhelaniem-tserkvi/

Для 18-часового выпуска новостей на телеканале Звезда вчера записывалось мое первое интервью после суда. В подворотне недалеко от ХХС. Оно было в эфире?

Сложности церковно-славянского



Издателями этого видеоролика (не мною) была создана вот такая фраза.
"Глазама" это правильная формула двойственного числа в церковно-славянском языке. Количество глаз на один и не три, а именно два - и поэтому число двойственное.

У апостолов по два глаза у каждого, но не два глаза на всех. Поэтому вопрос: как согласовать числа в выражении, которое весьма просто составить по русски - "глазами апостолов"?

А вот вся запись тут беседы с шеф-редактор “Ъ FM” Дарьей Корнеевой:


https://www.youtube.com/watch?v=COtQmLQ0YSk


00:00​ Интро
00:01​ Кто такой православный?
00:04​ Какими качествами должен обладать православный?
00:16​ Может ли один православный бить другого?
00:23​ Получается любой поступок можно оправдать?
00:32​ Истину находит сам верующий?
00:38​ Насколько церковь срослась с властью?
00:42​ Для чего нужен этот уродец?
00:43​ Чем отличались советские верующие от современных?
00:46​ Это личный конфликт или корпоративный?
00:51​ Кто вас поддерживает?
00:53​ Православная церковь – старая женщина с пониженной социальной ответственностью?
01:01​ Есть ли православные коммунисты?
01:03​ А как часто должен меняться патриарх?
01:09​ Как была связана РПЦ с криминалом в 90-ые?
01:12​ Если завтра вы становитесь патриархом, что бы сделали?
01:17​ РПЦ вообще людям нужна? Что-то в ней можно поменять?
01:26​ Как церковь должна реагировать на новые вызовы: новая этика, наука, искусственный интеллект?
01:28​ РПЦ не успевает за прогрессом?


Facebook: https://www.facebook.com/daria.korneeva/

Богословское открытие

Сделал священник Николай Бабкин, на минуту оторвавшись от бесконечной самофоторекламы:

"Кураев ответил: «Я с радостью бы промолчал, но совесть велит иначе. Может Бог действовать через совесть?».

Он считает, что Бог действует через его совесть? Или это такая постановка вопроса?

Его представление о профетизме через совесть нетрадиционно для библейского учения.

Действие Бога через совесть - это что-то новенькое в богословии".

***

Бабкин прав. В карьеристском сообществе Богу запрещено действовать без санкции земного наипреосвященнейшего начальства.

А теперь - улыбаемся!

- Чертов композитор с его поляками, синагогами и лигой сексуальных реформ!- разорялся государственный секретарь.- Почему никто не прикроет этот генератор великолепных цитат?! Никогда не думал, что скажу это, но лучше бы кардинал Нотбах продолжал писать свою чертову музыку всякий раз, когда ему хочется высказаться!
Кардинал Янгус с привычным спокойствием выслушивал государственного секретаря.
- Всякое извержение его зева обращается в информационную бомбу! А Андриани?! Зачем трогать чертова Андриани?!
- Неужели кардинал-протодьякон так опасен?- Янгус позволил себе подобие ироничной улыбки.
Государственный секретарь смерил молодого человека каменным взглядом.
- Знаете, Янгус... Они,- кардинал указал на стену, полностью увешанную портретами папы поверх исторических фресок и драгоценных гобеленов,- сделали все для того, чтобы обычный архивариус превратился в ядерное оружие, зарытое прямо под папским дворцом. А наш дорогой британец Нотбах тычет в Андриани рогатиной, попутно предлагая пульт управления этим оружием - кому?!
- Очевидно тому, к кому отсылает Андриани с апелляцией?
- Верно. Но к всеобщему сожалению, пульт достанется не вожделенной Нотбахом "лиге сексуальных реформ", а нашему главному стратегическому врагу. Интересно, в какой войне считается удачей сидеть на бомбе, управляемой твоим противником?!
Янгус молчал.
- "Церковь - это корабль!"- ядовито процитировал секретарь и ругнулся. Затем он бессильно опустил лоб на руки и погрузился в раздумья.- Знаете, Янгус... Порою я не понимаю, как этот корабль держится на плаву...
- Это тайна...- молодой кардинал пытался поддержать собеседника.
Государственный секретарь мгновенно оживился, принял позу, почти улыбнулся и, указывая пальцем на Янгуса, продекламировал:
- Священная тайна Церкви!- помолчав, кардинал продолжил.- Помните ли на нашем незабываемом конклаве ту делегацию выборщиков с весьма внушительным количеством так необходимых известному кандидату голосов? Нотбах активно вел с ними интересные переговоры. Наряду с прочим, наш британец уцепился за возможность пригрозить делегации обвинением в ереси.
- В ереси???
- О да, мой юный друг... О, да! Среди делегатов присутствовал очень необычный аббат. Его было принято считать умным, образованным и, как это ни странно, благочестивым монахом. Это был истовый поборник практики умного делания иисусовой молитвы, очень напоминающей некогда осужденное имяславие. В борьбе за каждый голос для вашего общего кандидата, Нотбах сообщил аббату, что его спорную духовную практику обозначат, как соответствующую кафолическому учению... И, напротив, пригрозил официально заклеймить и осудить практику умного делания, если делегация не поддержит кандидата.
Кардинал государственный секретарь оглянулся на портреты Святого Отца.
- Знаете... Здесь не хватает живописного воплощения папы с котом британской породы: "Папа и его верный британец",- кардинал криво улыбнулся.- Однако, всему миру известно, что папа предпочитает собак. Думаю, кота, ожидала бы та же участь, что постигла птичник предыдущего понтифика.
Госсекретарь задумался.
- Ваше Высокопреосвященство...- Янгус подал голос.- "Священная тайна Церкви" - это же книга кардинала Нотбаха?
- Все верно, мой друг. Это результат исследования Нотбахом споров о почитании имени Божия. Его реферат на тему манипуляции одной значительной делегацией выборщиков на одном удивительном конклаве.
https://t.me/Lamentationes/188